Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Стремительное вхождение нашей страны в мировое сообщество поднимает проблему межкультурного общения, что влияет за собой изучения иностранных языков, в частности английского. Возникает вопрос: как научить языку. В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальное возможность, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирующий определенные интеллектуальные
умения: анализировать информацию, отбирать необходимые факты, встраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Использование данного подхода присуще урокам английского языка учителя Баклановой А.Г. Основной
принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, обучающиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в поисково-исследовательской деятельности.Роль учителя-быть вдохновителем и организатором учащихся6незаметно управляя процессом обучения.Существует определенная система дидактических принципов.
Учитель, работая в данной системе,предлагает следующие этапы:
1.Самоопределение к деятельности (оргмомент).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта выхода из затруднений.
5.Первичное закрепление во внешной речи.
6.Самостоятельная работа с прверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний и повторение.
8.Рефлексия деятельности.
Существует определенная типология уроков в рамках системно-деятельного подхода в обучении английского языка:
1.уроки «открытия»нового знания,
2.уроки рефлексии,
3.уроки общеметодологической направленности,
4.уроки развивающего контроля,
5.уроки-исследования.
Но внедрение данного подхода,по мнению учителя,будет более эффективным при выполнении определенных
условий:
1.Дидактическо-методические условия
2.Психолого-педагогические условия.
Анастасия Геннадьевна на своих уроках делает упор на групповые и парные работы,которые «вытесняют» фронтальные формы работы.Одним из эффективных методов в обучениианглийского языка является
метод проектов.Проект-это самостоятельно планирумые иреализуемая учащимися работа.Именно выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изученияиностранного языка,следствием чего является повышение интереса к этому предмету.Учитель отмечает,что в курсе изучения иностранного
языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практичеси по любой теме.Но чтобы использовать метод проектов надо провести определенную работу.Необходимо четко определить темы,цели, проекты,их значимость и актуальность.Работы над исследованием должны занимать 5 уроков.
Интересна разработка урока английского языка в рамках системно-деятельного подхода «Present continuons Tense».По типу –это урок открытия нового знания.Учителем четко определены цели и задачи
урока,регламентированы все его этапы.На мотивацию к учебной деятельности отводится 1-2минуты, на актуализацию знаний и пробное учебное действие-4-5минут и т.д.
Такое образовательное пространство позволит обеспечить общекультурное,личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением,как умение учиться.
Ж.Сексенбаева