«Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының кешкі мектебі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 «Вечерняя школа города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области» Коммунальное государственное учреждение 

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

20.03.2018

Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя. Чтобы обучение не отставало от требований нового времени, нужны новые подходы в преподавании, в том числе использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

В современном обществе сильно возросла роль персональных компьютеров. Стоит задаться вопросом: как сказывается влияние массмедиа, кино и интернета на сознание учащихся? Ученые поставили эксперимент:

одной группе ребят раздали тексты, другой – специально снятые видеоролики. И, оказалось, что у учащихся, которые смотрели видео, уровень понимания в шесть раз выше, чем у опрошенных традиционным способом.

Многие почти не понимают текст, им нужна картинка. Книг, над которыми нужно размышлять, современная молодежь не читает, им это сложно. У них образно-клиповое мышление. Содержание многих произведений,

предусмотренных программой для обязательного прочтения, не соответствуют уровню восприятия обучающихся, не совпадают интересы молодежи и темы произведений. Объяснить смысл развития сюжетной линии романа, причины и следствия поведения героев учащиеся не могут, им для этого не хватает жизненного опыта. Да и программы по русской литературе превращают преподавание тем и разделов в обзорно-лекционный процесс. О позитивном восприятии поэзии любого поэта не может идти речи, если учитель должен рассказать о его жизни и творчестве,

специфике философии и своеобразии многогранного творчества всего за одно занятие. Это привело к тому, что обучающиеся перестали серьезно воспринимать предмет и резко снизили подготовку к нему. Упала мотивация к обучению.

В современной педагогической науке появляется все больше статей, методических пособий, разработок, которые

посвящены современным педагогическим технологиям. Порой бывает сложно разобраться в потоке информации. Как разобраться в том, какие технологии применять, в каком объеме их использовать, целесообразно ли применение той или иной методики при подаче материала? Поэтому учителю важно знать, какие результаты он планирует получить по окончании занятия.

Главная задача учителя – заинтересовать содержанием изучаемого материала. Однако не следует забывать, современная молодёжь получает огромное количество информации из различных источников.

Телевидение, интернет, журналы рассказывают о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной и занимательной форме. Это приводит к тому, что их крайне трудно чем-то заинтересовать и удивить на уроке.

Современные педагогические технологии направлены, прежде всего, на развитие и поддержание интереса обучающихся. Но ни одна из технологий не универсальна, потому что на восприятие информации влияет

еще воспитание в семье,  среда и способы  общения молодых людей. Учебные заведения не могут вводить у себя одну-единственную технологию для всех предметов. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованиями.

Среди множества существующих на сегодняшний день образовательных технологий хочу остановиться на некоторых из них, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми я успешно пользуюсь.

Современный ученик, подкованный знаниями информационных технологий и программ, требует и от учителя владения современными средствами информационных технологий. Информационные технологии –это комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами: аудио и видео средствами, информационной продукцией.

Мною ведется работа по следующим направлениям: использование готовых программных ресурсов; работа с программами Microsoft Office Word, Power Point; работа с ресурсами Интернета. Активно применяю в работе готовые программы, тесты, демонстрационные таблицы, презентации учебного материала. Их применение позволяет мне одновременно решать ряд проблем: повысить интерес обучающихся к предмету и уровень их знаний;

сэкономить время на опросе, дать возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома.

Интернет-ресурсы позволяют мне не только познакомить обучающихся с текстами художественных произведений,

литературоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в его творческую лабораторию, совершить заочную экскурсию . Использую на уроках литературы сайты литературных музеев, музыкальные записи, аудио прослушивание  художественных текстов. Изучая прозаические произведения, использую отрывки из телевизионных спектаклей и художественных фильмов, снятых по произведениям русских писателей. На уроках литературы смотрим фрагменты, комментируем, сравниваем, делаем выводы.

Один из современных способов подачи нового материала – видеосюжет. Видеосюжеты знакомят обучающихся с жизнью выдающихся русских писателей и поэтов, их творчеством, а также их наиболее значимыми произведениями.

Применение ИКТ в учебном процессе по русскому языку и литературе, конечно, не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.

Их использование повышает интерес учащихся к работе с научным материалом, формирует познавательный интерес,

прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами.

Электронные средства информационных технологий позволяют:

- обеспечивать доступ к большим объемам информации;

- обеспечивать ее высокую наглядность;

- осуществлять коллективную и индивидуальную работу;

- создавать возможности для творчества учащихся;

- стимулировать интерес учащихся к образованию.

Использую технологию уровневой дифференциации. Ее цель – обучение каждого на уровне его возможностей и

способностей, что дает обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Принципы составления материалов разного уровня просты.

Разноуровневые задания на уроках русской литературы использую при фронтальной работе. Вначале в обсуждение текста включаются самые слабые обучающиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. На заключительном этапе работы с текстом адресую самые сложные вопросы обучающимся  продвинутого уровня, которые обобщают мнения.

Использование образовательных технологий на уроках литературы повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию обучающихся к изучению предмета. Уроки получаются интересными, насыщенными, дают положительные результаты.

 

Просмотров: 460


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст