Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя. Чтобы обучение не отставало от требований нового времени, нужны новые подходы в преподавании, в том числе использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
В современном обществе сильно возросла роль персональных компьютеров. Стоит задаться вопросом: как сказывается влияние массмедиа, кино и интернета на сознание учащихся? Ученые поставили эксперимент:
одной группе ребят раздали тексты, другой – специально снятые видеоролики. И, оказалось, что у учащихся, которые смотрели видео, уровень понимания в шесть раз выше, чем у опрошенных традиционным способом.
Многие почти не понимают текст, им нужна картинка. Книг, над которыми нужно размышлять, современная молодежь не читает, им это сложно. У них образно-клиповое мышление. Содержание многих произведений,
предусмотренных программой для обязательного прочтения, не соответствуют уровню восприятия обучающихся, не совпадают интересы молодежи и темы произведений. Объяснить смысл развития сюжетной линии романа, причины и следствия поведения героев учащиеся не могут, им для этого не хватает жизненного опыта. Да и программы по русской литературе превращают преподавание тем и разделов в обзорно-лекционный процесс. О позитивном восприятии поэзии любого поэта не может идти речи, если учитель должен рассказать о его жизни и творчестве,
специфике философии и своеобразии многогранного творчества всего за одно занятие. Это привело к тому, что обучающиеся перестали серьезно воспринимать предмет и резко снизили подготовку к нему. Упала мотивация к обучению.
В современной педагогической науке появляется все больше статей, методических пособий, разработок, которые
посвящены современным педагогическим технологиям. Порой бывает сложно разобраться в потоке информации. Как разобраться в том, какие технологии применять, в каком объеме их использовать, целесообразно ли применение той или иной методики при подаче материала? Поэтому учителю важно знать, какие результаты он планирует получить по окончании занятия.
Главная задача учителя – заинтересовать содержанием изучаемого материала. Однако не следует забывать, современная молодёжь получает огромное количество информации из различных источников.
Телевидение, интернет, журналы рассказывают о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной и занимательной форме. Это приводит к тому, что их крайне трудно чем-то заинтересовать и удивить на уроке.
Современные педагогические технологии направлены, прежде всего, на развитие и поддержание интереса обучающихся. Но ни одна из технологий не универсальна, потому что на восприятие информации влияет
еще воспитание в семье, среда и способы общения молодых людей. Учебные заведения не могут вводить у себя одну-единственную технологию для всех предметов. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями.
Среди множества существующих на сегодняшний день образовательных технологий хочу остановиться на некоторых из них, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми я успешно пользуюсь.
Современный ученик, подкованный знаниями информационных технологий и программ, требует и от учителя владения современными средствами информационных технологий. Информационные технологии –это комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами: аудио и видео средствами, информационной продукцией.
Мною ведется работа по следующим направлениям: использование готовых программных ресурсов; работа с программами Microsoft Office Word, Power Point; работа с ресурсами Интернета. Активно применяю в работе готовые программы, тесты, демонстрационные таблицы, презентации учебного материала. Их применение позволяет мне одновременно решать ряд проблем: повысить интерес обучающихся к предмету и уровень их знаний;
сэкономить время на опросе, дать возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома.
Интернет-ресурсы позволяют мне не только познакомить обучающихся с текстами художественных произведений,
литературоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в его творческую лабораторию, совершить заочную экскурсию . Использую на уроках литературы сайты литературных музеев, музыкальные записи, аудио прослушивание художественных текстов. Изучая прозаические произведения, использую отрывки из телевизионных спектаклей и художественных фильмов, снятых по произведениям русских писателей. На уроках литературы смотрим фрагменты, комментируем, сравниваем, делаем выводы.
Один из современных способов подачи нового материала – видеосюжет. Видеосюжеты знакомят обучающихся с жизнью выдающихся русских писателей и поэтов, их творчеством, а также их наиболее значимыми произведениями.
Применение ИКТ в учебном процессе по русскому языку и литературе, конечно, не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.
Их использование повышает интерес учащихся к работе с научным материалом, формирует познавательный интерес,
прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами.
Электронные средства информационных технологий позволяют:
- обеспечивать доступ к большим объемам информации;
- обеспечивать ее высокую наглядность;
- осуществлять коллективную и индивидуальную работу;
- создавать возможности для творчества учащихся;
- стимулировать интерес учащихся к образованию.
Использую технологию уровневой дифференциации. Ее цель – обучение каждого на уровне его возможностей и
способностей, что дает обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Принципы составления материалов разного уровня просты.
Разноуровневые задания на уроках русской литературы использую при фронтальной работе. Вначале в обсуждение текста включаются самые слабые обучающиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. На заключительном этапе работы с текстом адресую самые сложные вопросы обучающимся продвинутого уровня, которые обобщают мнения.
Использование образовательных технологий на уроках литературы повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию обучающихся к изучению предмета. Уроки получаются интересными, насыщенными, дают положительные результаты.