«Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының кешкі мектебі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 «Вечерняя школа города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области» Коммунальное государственное учреждение 

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Значимость работы с текстами на уроках русского языка.

07.03.2017

Значимость работы с текстами на уроках русского языка.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных

проблем . Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования,

оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и,

конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала

соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых

компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
Формирование умений связно с изложением  мысли в устном и письменном виде,

анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать

мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии -

одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности

учащихся.
 Важно отметить, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не

всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые

выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они

старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и

жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ученики допускают

большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Работа с текстом на уроках русского языка  помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения

качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского

языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры

учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в

их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. 

Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается

в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо

привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того,

чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции:

анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование,

итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке,

новое знание и умение включается в систему ранее познанного.

Для  работы с текстом можно выделить следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей;
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и

методы организации работы с текстом:

комплексная работа с текстом;

·        «самодиктанты»;

·       сочинение-рассуждение; 

·       редактирование текста;

·       различные виды диктантов;

·       интеллектуально-лингвистические упражнения;

·       работа с текстами-миниатюрами;

·       составление синквейнов, кластеров к тексту;

·       коммуникативные и игровые ситуации.

В  работе филолога особое внимание уделяется такому виду работы как комплексная

работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты

должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом

речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты

из произведений художественной литературы, программного характера. С точки

зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходи­мости

бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений

искусства слова, о вос­приятии художественного произведе­ния как творческой

деятельности, тексты, направленные на духовно-нравственное развитие лич­ности:

о культуре памяти, об отноше­нии к прошлому, настоящему и буду­щему, о

национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого

пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текс­та, то настроение,

которое передает автор. 
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..
Учащиеся должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их

воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших

классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты

упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют познавательную деятельность учащихся диктанты

с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,

диктанты по аналогии, диктанты с продолжением) . Применение диктантов развивает

логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. 
Приемы работы с текстами-миниатюрами , эссе, а также сравнение

двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через

его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для

развития памяти, внимания, мышления учащихся. 
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные

педагогические технологии ( например, технология развития

критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к

тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое

знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому

материалу .
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают

осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства,

использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на

особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята

говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста,

определяли его тему и идею.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют

осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица

обуче­ния выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков,

как уроки-исследо­вания, уроки-семинары, практикумы,деловые

игры, дискуссии, интегрированные уроки , включаю­щие

аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и

самого текста, и заданий, справочного материала, формы выпол­нения работы и т.

п. Подобные уроки создают условия для проявления инди­видуальных читательских,

исследова­тельских и творческих способностей, удовлетворения образовательных по­требностей

и интересов школьников.
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через

язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство

общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.

Ключевой единицей курса русского языка становится

текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи.

Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике

преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею,

которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный

текст несет в себе и важную воспитательную функцию, а умение работать с текстом

позволит учащимся легче ориентироваться при сдаче ЕНТ по предмету «Грамотность

чтения».


                                                     

                                    учитель русского языка и литературы   Жадан Л.И.


Просмотров: 611


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст