Биология в ГУ «Вечерняя средняя школа отдела образования Атбасарского района» преподается с 9 по 11 классы. Так как контингент учащихся школы можно условно разделить на две группы: учащиеся, имеющие большой перерыв в учёбе (они часто не имеют времени, чтобы ходить регулярно на занятия, выполнять домашние задания из-за работы или семейных проблем). и учащиеся, имеющие небольшой перерыв в учёбе, поэтому возникает
необходимость дифференцированно подходить к каждому ученику.
Для учащихся первой группы главное – преподнести основной материал в сжатом виде, доступном для восприятия и удобном для запоминания. Для этого используются структурированные конспекты, опорные схемы, таблицы, инструктивные карты. На каждом уроке выдаются задания на закрепление и проверку изученного материала. Например, при изучении темы «Формы размножения» выполняются задания на запоминание форм и видов размножений у растений и животных: иллюстрации, в которых надо найти и сделать подписи, таблицы, которые
надо дополнить по образцу, кроссворды и т. п.
Для второй группы учащихся, важно сохранить интерес к учению, поэтому главное – привнести в содержание и методику разнообразие, элемент новизны, дать почувствовать практическое значение знаний.
Например, при изучении темы «Основы генетики» особое внимание уделяем работе с особенностями передачи признаков по наследству. Учащимся предлагаются решить задачи на определение групп крови у детей и родителей, способность владения правой или левой рукой, предлагается возможность прогнозировать проявление отцовских или материнских признаков у данного поколения. Итоговой формой работы по данной теме является составление
родословной своей семьи с прослеживанием передачи какого-то признака по поколениям.
Практическое значение знаний становится более очевидным, например, при изучении темы «Вирусы», учащиеся готовят индивидуальные сообщения или презентации о вирусных заболеваниях. При выполнении таких заданий учащиеся мобилизуют все свои способности и возможности, ведь одним из критериев работы (заранее оговорённым с учащимися) является оригинальность подачи материала.
Подобные задания развивают навыки анализа, оценки и самое главное – повышается уровень мотивации к предмету, к учебе.
Но есть и общее в работе с обеими группами. На уроке главным является поддержание интереса не только к живому миру, к своему организму, но и к интеллектуальному труду, развитие внимания, памяти, мышления.
Умение работать с разными источниками информации (учебники, справочники, энциклопедии, Интернет и т.п.) пригодится всем. В связи с введением тестирования, как формы государственной аттестации, ухудшилась
речь учащихся. Поэтому устные ответы и сообщения поощряются особо. В этом помогают опорные конспекты (готовые или частично дополняемые самими учащимися по образцу).
Постепенно учащиеся обретают уверенность, повышается их уровень самооценки, и контрольные работы их не страшат. Таким образом, на уроках биологии выполняются основные задачи вечерней школы: развитие интеллектуального потенциала учащихся, восстановление утраченных (иногда – выстраивание несформированных) умений добывать и использовать знания, что помогает в достижении главной цели – адаптации учащихся в обществе.